Ремонт кузова своими руками является не самым простым делом, так как требует наличия должных знаний и опыта работы. К тому же это не всегда дешево. Тем не менее запрета на самостоятельный кузовной ремонт не имеется, а опыт можно наработать со временем. Нейтрализация последствий физического воздействия называется рихтовкой. Процесс, условно, можно разделить на пару этапов:

Процесс рихтовки кузова

Здесь выделяют два пункта: мероприятия по определению сложности повреждений поверхности и исправление деформаций.

В целях получения необходимой информации о повреждении осуществляется тщательный осмотр. Если опыта недостаточно, либо имеется желание сберечь время и получить более качественную оценку, предпочтительнее воспользоваться услугами специалистов. В случае отсутствия повреждения подрамника и стойки, восстановлению подвергается только обшивка, что легко можно выполнить самостоятельно.

Иное положение дел при повреждении, вызванном сильным воздействием, в результате которого изменилось расстояние между зафиксированными узлами автомобиля.

Таким образом, требуется масштабное восстановление изначальных параметров автомобиля, устанавливаемые заводом-производителем. В случае местного нарушения, то есть повреждения локального плана, для самостоятельной работы потребуется ручной инструмент. Работы, связанные с восстановлением первоначальных параметров, являются достаточно серьезным делом, поэтому этим, по возможности, должны заниматься специалисты с высокой квалификацией.

Устранение деформаций кузова

Кузова автомобиля и сопутствующие элементы до своего преобразования были просто листами металла. Некоторые из производителей автомобилей для повышения прибыли за счет экономии средств в качестве данных листов металла используют фольгированный алюминий. Но его качество значительно ниже, так как получив определенные повреждения, восстановление в большинстве случаев невозможно. Говорить о самостоятельной работе вообще не имеет смысла.

У всех элементов, выполненных из металла, имеется своя особенность, заключающаяся в следующем: при воздействии на определенный участок детали физически место подвергается структурному изменению. Таким образом, элементы кристаллической решетки изменяют свое положение. В результате мы получаем новое положение, в котором находится вся деталь, причиной этому является напряжение, созданное физическим воздействием.

В основном все детали кузова автомобиля выпуклой формы, которая способствует аэродинамическим свойствам. При физическом воздействии на кузов происходит сжатие участка, который становится вогнутым внутрь. В случае сильного воздействия на поверхность, металл растягивается, кристаллическая решетка при этом изменяет свои свойства. Растянутость металла наиболее выражена по периметру деформированного участка. Ее наличие затрудняет восстановление поверхности своими руками. В результате этого процесс восстановления заключается в изменении напряжения металла на поверхности поврежденного участка. С помощью утяжки точек пояса, образовавшегося от повреждения, достигается исправление ситуации.

Работы по восстановлению целостности кузова

Прежде чем ремонтировать поверхность, ее нужно освободить от старого слоя краски и грунтовки. Для грубой работы можно использовать шабер, слесарный инструмент, имеющий заостренный конец. Далее зачищаются места утяжек, после приступают к ремонту.

Если размеры вмятины достаточно внушительные, то более действенным инструментом является молоток для рихтовки. Максимальная концентрация ударов должна быть ориентирована на верхушку вмятины. Сильно глубокие ямы удаляются планомерно, начиная с края. Предварительно, под прогнутую сторону детали, кладут наковало, приближенное к ее форме. При наличии жестких сечений в зоне поражения, их исправление первоочередная задача.

Мероприятия по восстановлению металлической поверхности подразумевают прохождение пары этапов. В первую очередь, осуществляется восстановление формы до повреждения. Для этого производят выколачивание. Лучше всего использовать деревянную киянку.  При незначительных повреждениях выполняются следующие действия. В пространство, образованное кузовом и внутренней обшивкой, можно поместить камеру из резины, достаточно прочную. После этого понемногу камеру необходимо раздувать, под воздействием силы вмятина начнет выгибаться.

Довольно часто в самостоятельной работе применяется метод нагрева. При незначительных точечных повреждениях данный способ очень эффективен. Рихтование производится только после частичного остывания поверхности. Чтобы ускорить процесс остывания, используют смоченную водой тряпку.

Метод электронагрева

Точечная сварка способна разогреть металл в очень короткое время. Этот способ сильно распространен в среде мастеров по восстановлению кузова. Металл плавится под воздействием угольного электрода. Чтобы начать мероприятия по устранению повреждений, следует провести подготовку. Поверхность выпрямляется обычными инструментами, потом зачищается от краски. Место, которое будет взаимодействовать с массой аппарата, также необходимо зачистить. Сила тока не должна превышать 40А. Если толщина металла больше, то значение можно увеличить, это свойственно более старым авто.

При неуверенности в собственных силах или недостатке опыта, все мероприятия (в том числе независимую экспертизу после ДТП) желательно доверить профессионалам, чтобы сберечь деньги и время.