Кузовной ремонт автомобиля предполагает действия, направленные на устранение деформации кузова и восстановление его первоначального состояния. В зависимости от степени повреждений, имеющихся на транспортном средстве, различают полный ремонт, включающий восстановление геометрии кузова на стапеле, и локальный кузовной ремонт, предполагающий устранение отдельных повреждений в виде сломов металла, царапин, сколов и других деформаций, без появления перекосов геометрии.

Специализированные сервисные центры в процессе рихтовки, правки и других воздействий для устранения вмятин, изгибов и прочих деформаций используют оборудование, позволяющее быстро и эффективно устранить повреждения без разборки/сборки арматуры, облицовок и других комплектующих. Такое устройство называется споттер.

Название споттер получил от английского слова spot, которое переводится как «точка», и представляет собой электроинструмент, обладающий высокой производительностью, действующий по принципу точечной сварки за счет силы обратного сопротивления. С помощью клещей, входящих в комплектацию, можно приваривать мелкие детали, растягивать выпученный металл, вытягивать вмятины без лишних манипуляций.

Механизм такого вида сварки заключается в приваривании одного контакта инструмента к поврежденной детали, а другого - к электроду в виде крючка, шайбы или другого приспособления, наиболее подходящего для устранения конкретного повреждения. Металл поврежденной детали в месте крепления со споттером нагревается до температуры чуть меньшей, чем температура плавления, и за счет плотного сопряжения с контактом споттера позволяет устранить деформацию. Усилие, благодаря которому происходит сопряжение, регулируется вручную силой нажатия, а тепловое воздействие контролируется с помощью рычагов или инерционных обратных молотков.

Электронное управление споттера заложено в процессор, помещенный в короб с кнопками для параметров, необходимых при ремонтных работах. К ним относятся:

Классификация споттеров

Рассматриваемое автооборудование можно классифицировать по нескольким характеристикам.

По механизму преобразования тока различают инверторный тип и трансформаторный. По виду предстоящего ремонта и особенностям деформации кузова различают: рихтовочный споттер, в конструкции которого находится обратный молоток и набор необходимых для работы деталей, и споттер для точечной сварки, предполагающий наличие в наборе клещей, за счет которых происходит сваривание.

По силе рабочего напряжения различают оборудование, рассчитанное на 380 и 220 Вольт.

Приспособления для споттеров

Стандартный комплект для кузовного ремонта, прилагающийся к споттеру, включает крепежи, кабели, обратный молоток и клещи. Дополнительно в продаже имеется оснастка для повышения эффективности и качества ремонта.

 Для вытяжки вмятин дополнительно предлагается:

Для рихтовочных работ предлагаются молотки обратного действия различных модификаций.

Споттер незаменим для работы в автосервисе. С помощью него можно существенно сэкономить время на разборо-сборочных работах и финансы на сломанных в процессе разборки облицовках и крепежах.